Как всё начиналось
Купив зимой 1969 года прошлогодний "Brabham-BT26" и оснастив его мотором "Ford-Cosworth-DFV" вместо на редкость ненадежного австралийского "Repco-860", Фрэнк усадил за руль Кариджа и заявил команду на Гран При Испании - второй этап чемпионата мира. Дебют прошел неудачно ("Ford" отказал уже в начале гонки), но затем последовало невероятное второе место Кариджа в Монако и два пятых - в Великобритании и Италии. Причем в Монце Каридж вполне мог победить, сражаясь за лидерство в гонке до тех пор, пока не началась утечка топлива. И, наконец, на Гран При США в Уоткинс Глен Пирс занял второе место. По итогам чемпионата он стал восьмым, опередив, в числе прочих, и самого Джека Брэбхэма!
"Черный Джек", в начале сезона не рассматривавший Фрэнка и Пирса как серьезных конкурентов, к концу его становился все мрачнее и мрачнее. Это грозило Фрэнку отказом в дальнейших поставках шасси, запчастей и техническом обслуживании. Но Уильямс к тому времени уже не нуждался в услугах "Brabham" - познакомившись с конструктором Джанпаоло Далларой и промышленником Алехандро де Томасо, он быстро сумел договориться с ними о разработке для чемпионата 1970 года шасси формулы 1.
Машина, созданная Далларой для Уильямса на деньги де Томасо и получившая название "de Tomaso-308-505", оказалась далеко не такой удачной, как ожидал Фрэнк. Во-первых, она весила почти на 40 кг больше разрешенного минимума; во-вторых, имела неудачную конструкцию подвески; в-третьих, плохо управлялась. Изменения в конструкцию вносились уже по ходу сезона, но результаты не улучшались - в первых четырех этапах Каридж ни разу не смог даже просто закончить гонку. А 21 июня на двадцать четвертом круге пятого Гран При сезона в Зандвоорте "de Tomaso" Пирса вылетел с трассы, ударился об ограждение, перевернулся и загорелся. Спасти Кариджа не удалось.
Это был страшный удар по команде. Фрэнк Уильямс был совершенно подавлен, а де Томасо решил больше не связываться с формулой 1 и оставил команду без денег. Кое-как Фрэнку удалось принять участие еще в шести Гран При, когда за руль "de Tomaso" садились англичанин Брайан Редман и австралиец Тим Шенкен. Дела у них шли точно так же, как и раньше у Кариджа: пять сходов и одна непройденная квалификация, - и у "Frank Williams Racing Cars Ltd" появилась реальная перспектива обанкротиться.
Крах, однако, не состоялся. Новыми спонсорами Уильямса стали: машиностроительная компания "Ward", возглавляемая однофамильцем Фрэнка Тедом Уильямсом, и фирма по производству игрушек "Politoys". Затем в команду пришел француз Анри Пескароло, принесший порядочную сумму "нефтяных" денег от "Motul". Стартовать в сезоне-71 ему предстояло на "March-Ford-711".
Автомобили "March" никогда не относились к самым удачным конструкциям формулы 1, и только гранды вроде Стюарта, Амона или Петерсона могли заставить их ездить более или менее быстро. Пескароло же в одиннадцати гонках смог финишировать только четыре раза, взяв очки дважды - четвертым местом в Сильверстоуне и шестым на Остеррайхринге. Не стали лучше и результаты 1972 года: бразильский новичок Карлос Пасе на "-711" финишировал шестым в Испании и пятым в Бельгии. Пескароло на новом "March-Ford-721" не взял ни одного очка. Это был заколдованный круг: чтобы купить по-настоящему хорошие машины и заставить их работать как надо, у команды не было денег, а не было их потому, что на неудачных "March" пилоты не могли добиться ничего выдающегося, чтобы обратить на себя внимание богатых спонсоров. И поэтому еще в конце 1971 года Фрэнк Уильямс задумал строить собственные автомобили.
|