В начале славных дел
Замысел удалось реализовать только весной 1972 года. Машина, разработанная творцом чемпионских "Brabham" Роном Торанаком и названная "Politoys-FX3", не отличалась оригинальными техническими решениями и в 1972 году стартовала только однажды - в Брандс Хэтч на Гран При Великобритании. Заняв в квалификации 26 место, Пескароло уже на седьмом круге вылетел с трассы в ограждение.
Так начался странный период в истории команды Фрэнка Уильямса, когда его машины назывались "Williams" лишь эпизодически. В 1973 году на трассах чемпионата мира появились яркие красно-белые (в цветах "Marlboro") автомобили под названием ISO. Объяснялась такая перемена очень просто - австралийский гонщик Хоуден Гэнли, перешедший из BRM, привел с собой в качестве спонсора табачный концерн "Philip Morris", и в это же время Фрэнк завязал дружбу с итальянцем Пьеро Ривольтой, главой фирмы ISO. Из "March" пришел конструктор Джон Кларк, присоединившийся к Торанаку, но ISO-IR01 в 1973 году практически не отличался от "Politoys-FX3B", стартовавшего под названием ISO-FX3B в первых трех этапах. Денег Уильямсу по-прежнему не хватало, дальнейшая доводка -IR01 была явно не по карману, и поэтому лучшее, чего смогла добиться команда - два шестых места (Гийс ван Леннеп в Зандвоорте и Гэнли в Моспорт-парке).
Улучшение вроде бы наступило на следующий год. Перешедший к Уильямсу из "Ferrari" итальянец Артуро Мерцарио стал показывать очень неплохие результаты: третье место на стартовом поле в Кьялами и шестое - в гонке; седьмой квалификационный результат и реальные шансы финишировать на подиуме в Хараме; затем шестое место на старте в Нивелль-Болер. Отношение к команде Фрэнка начало меняться: несмотря на то, что за пять первых этапов Мерцарио сумел добраться до финиша лишь однажды, теперь его рассматривали как одного из наиболее вероятных кандидатов в лидеры. Но получилось как раз наоборот: во второй половине сезона квалификационные подвиги прекратились, а сходы продолжались. Затем обанкротилась ISO, и вместо ожидаемых побед Мерцарио взял только три очка в Монце, пробившись вперед с пятнадцатого места на старте (еще один раз он финишировал во Франции - на девятом месте).
Весь следующий год прошел для Фрэнка в поисках денег. Помимо "Marlboro" и "Ward", финансовую поддержку команде оказывал финансист Франко Амбросио, позже известный как один из основателей "Arrows"; кроме того, деньги приносили и постоянно менявшиеся в кокпите рента-драйверы: Иэн Эшли, его тезка Шектер, Йозеф Вонлантен, Лелла Ломбарди и другие. На них Уильямс никогда не делал особого упора, считая главной надеждой команды Мерцарио. Но Артуро не оправдал возложенных на него надежд, разругавшись с Фрэнком по поводу нового шасси модели "-FW04" (индексация IR сменилась на FW еще в прошлом году после банкротства ISO), разработанного очередным "заезжим конструктором" Рэем Стокоу. После Гран При Бельгии, ни разу не добравшись до финиша и не пройдя квалификацию в Монако, он покинул команду, и роль первого пилота взял на себя француз Жак Лаффит, который без особых достижений выступал в пяти Гран При за "Williams" еще в прошлом году. Жаку быстро удалось доказать, что Мерцарио был неправ, когда ругал "-FW04", заняв второе место в Гран При Германии. Правда, общая картина выступлений осталась та же: более чем неудачные квалификации и всего три финиша за сезон, - но в глазах общественности "конюшня" Фрэнка снова поднялась до уровня претендента на победы.
Чтобы укрепить завоеванные позиции (девятое место в Кубке Конструкторов), а по возможности - и улучшить их, после окончания сезона-75 Фрэнк Уильямс продал 60% акций команды своему новому другу - канадскому миллионеру австрийского происхождения Вальтеру Вольфу. Тот взялся за дело очень серьезно: без ложной скромности переименовав "Williams" в "Wolf-Williams", он приобрел обанкротившуюся команду лорда Александра Хескета. Так в "Wolf-Williams" появился новый главный конструктор Харви Постлтуэйт и его творение - "Hesketh-308C", за рулем которого в 1975 году Джеймс Хант был одним из фаворитов чемпионата. Затем в команду пришел двукратный вице-чемпион мира и двукратный же (на тот момент) победитель "24 часов Ле-Мана" Джекки Икс. Бельгиец был полон решимости вновь вернуться в ряды победителей после напрочь проваленных сезонов 1973-1975. Но все получилось как раз наоборот: "Hesketh", носивший теперь название "Wolf-Williams-FW05", стал одной из самых неудачных машин чемпионата. В Лонг-Бич, Цольдере и Монте-Карло Икс не сумел даже преодолеть квалификационный барьер, а после того, как он в четвертый раз не пробился на старт в Брандс Хэтч, обозленный Вольф уволил Джекки из команды. Вместо него за руль вновь сел Мерцарио, также не добившийся абсолютно ничего. Многочисленные рента-драйверы, естественно, также не могли претендовать на что-то большее, чем борьба с секундами в квалификационных заездах. Но хуже всего для Уильямса было то, что Вольф постепенно взял все руководство командой в свои руки, а затем и вовсе объявил, что в 1977 году создаст собственную команду. Уходя, он взял с собой и спонсора - "Philip Morris", и Постлтуэйта. Фрэнк остался гол как сокол - без денег, без конструктора, без машины, без гонщиков... Любой на его месте после восьми лет напряженной борьбы даже не за победы и очки, а просто за выживание, опустил бы руки и ушел из формулы 1. Но Фрэнк был не таков: недаром он получил прозвище "железного". Возобновив старые связи с "Ward" и Тедом Уильямсом, он затем сделал главным конструктором Патрика Хеда, ранее выполнявшего вспомогательные работы по разработке отдельных узлов автомобилей, и вдвоем с ним основал новое, существующее и по сей день предприятие "Williams Grand Prix Engineering". Хед тут же начал разработку новой машины - "Williams-FW06" - для сезона 1978 года. Чтобы не терять зря времени и принять участие в чемпионате-77, Фрэнк приобрел, как и шесть лет назад, "March" и усадил в кокпит бельгийского гонщика Патрика Неве, в основном за счет денег от его спонсора - пивоваренной фирмы "Belle Vue". Впрочем, успехов в этом году Уильямс не ждал, возлагая все надежды на 1978 год.
|