Williams Honda
Несмотря на то, что "Williams" и "McLaren", оснащенные атмосферными "Ford", в 1982 году выигрывали у "Renault", "Ferrari" и "Brabham-BMW", было совершенно очевидно, что будущее - за турбонаддувом. Чтобы не отставать от соперников, в августе 1983 года Фрэнк Уильямс заключил соглашение с "Honda", а Хед и Дерни засели за разработку нового шасси "-FW09". Росберг и Лаффит пока ездили на "-FW08C", отличавшемся от прошлогодней модели в основном отсутствием боковых секций, создававших граунд-эффект, и оснащенным по-прежнему старым добрым "Ford". Модернизированный двигатель, стоявший на "Williams", носил индекс DFY: от DFV его отличали меньшая масса, увеличенный диаметр цилиндров и уменьшенный ход поршня и повышенная до 530 л. с. мощность. Но надеяться на завоевание третьего титула надеяться все равно не приходилось - преимущество "турбо" в сезоне-83 стало просто подавляющим. В первой половине сезона Росберг и вернувшийся к Уильямсу Лаффит все же кое-как держались на уровне лидеров, в основном за счет стабильности: они взяли очки во всех восьми первых гонках чемпионата. Росберг даже победил в Монако, где рискнул стартовать на сликах на мокрой трассе и где "Ford" имели небольшие шансы побороться с мощными BMW, "Ferrari" или "Renault". Но затем пошла череда "пустых" гонок, Лаффит дважды (в Монце и Брандс Хэтч) не прошел квалификацию, и пилоты "железного Фрэнка" опустились в таблице чемпионата на пятое и одиннадцатое места.
Первые тесты "Williams-Honda-FW09" прошли только осенью, а дебют автомобиля в гонках состоялся только на последнем этапе в Кьялами: Росберг с шестого стартового места смог закончить гонку пятым. Японские двигатели были еще весьма далеки от совершенства - очень ненадежные, хотя и мощные, в 1984 году они не смогли привезти Росберга и Лаффита к большему, чем восьмое и четырнадцатое места в чемпионате мира, а общая сумма очков команды составила всего 25,5. И это против 120 четыре года назад! Даже победа Росберга в Далласе только лишний раз доказала беспомощность "Williams-Honda": ведь в той гонке до финиша смогли добраться очень немногие, и решающим было не техническое преимущество, а мастерство вождения по не выдерживавшему никакой критики покрытию улиц.
"Выходить на уровень" команда начала только в 1985 году. Хед и Дерни разработали модель "-FW10" - первый автомобиль команды с углепластиковым монококом, внешне смотревшийся гораздо лучше, чем неуклюжие и угловатые "зубила" "-FW09". Изменилась и окраска машин: сотрудничество с арабскими фирмами, последние годы бывшее далеко не таким активным, как раньше (постепенно их оттеснили на вторые роли TAG, "Denim" и "Leyland"), окончательно прекратилось, и на первый план вышли новые спонсоры во главе с "Canon". Начала приносить плоды и напряженная работа японских инженеров: новый мотор "Honda-RA165E-E" уже был способен на многое. Первым пилотом команды остался Росберг, а на место Лаффита, распрощавшегося с "Williams" после двух полностью проваленных чемпионатов, Фрэнк Уильямс пригласил из "Lotus" Найджела Мэнселла.
По сути, приход Мэнселла, который наряду с Дереком Уорвиком тогда считался главной надеждой британского автоспорта, давал финскому ветерану Росбергу достаточно ясно понять, что его дальнейшее пребывание в команде, мягко говоря, нежелательно. "Фрэнк никогда не простит мне, что я не Алан Джонс", - говорил по этому поводу сам Росберг, ближе к концу сезона решивший заканчивать свою карьеру в "McLaren". Но и проводить свой последний чемпионат в "Williams" кое-как Кейо не хотел. Уже в Бразилии, на первом этапе чемпионата, он стартовал вторым и уверенно лидировал до поломки турбокомпрессора. Первая победа в чемпионате пришла к нему в Детройте, затем последовало второе место на трассе Поль Рикар во Франции, а в Сильверстоуне он установил рекорд, пройдя свой лучший квалификационный круг со средней скоростью 258,983 км/ч. Впрочем, этот Гран При, как и четыре следующих, окончился для него впустую, и лишь под конец сезона Росберг снова "ожил" и, став вторым в Кьялами и выиграв заключительный этап в Австралии, отобрал у Сенны третье место в чемпионате мира. Мэнселл выглядел не хуже, постоянно блистая квалификационными результатами, но в гонках вплоть до Гран При Бельгии ограничивался пятыми и шестыми местами. В Спа он наконец-то сумел подняться на подиум, а на домашнем автодроме Брандс Хэтч одержал свою первую победу в поединке с Сенной. В Кьялами Найджел занял поул-позицию и снова победил, и это позволило ему переместиться на шестое место в чемпионате, совсем немного проиграв как пилотам "Lotus", так и Росбергу. В зачете Кубка Конструкторов команда разделила с "Lotus" третье и четвертое места. Однако такие результаты явно не соответствовали истинным возможностям "Williams". Об огромном потенциале команды говорил хотя бы тот факт, что в 1985 году Росберг и Мэнселл провели во главе пелотона больше всех - 373 круга или 1607 км. Двигатели "Honda" к концу 1985 года стали одними из лучших, если не просто лучшими в формуле 1. Дело было только за хорошим шасси.
Оно появилось на следующий год. Воспользовавшись новым регламентом, предусматривавшим снижение объема топливного бака на 25 л, Хед сделал бак ниже и длиннее, чем на "-FW10". Это изменение повлекло за собой увеличение колесной базы, снижение центра тяжести... В общем, новая модель "-FW11", являясь в своей основе модернизированной "десяткой", походила на нее не больше, чем самолет-"невидимка" "Northrop B-2" на своего предшественника "Lockheed F-117A". Продолжая авиационную тему, можно вспомнить и известную фразу Туполева о том, что красивая машина и летать будет лучше. К "Williams-FW11" это относилось в полной мере: преимущество ее над "McLaren-MP4/2C" или "Lotus-98T" было очевидно.
На место Росберга в 1986 году пришел двукратный чемпион мира Нельсон Пике, которому Фрэнк Уильямс, не колеблясь, заплатил 3,3 миллиона долларов - в два с лишним раза больше, чем предлагал Пике его прежний босс Берни Экклстоун из "Brabham". Снова, как и шестью годами раньше, у Фрэнка в команде были "восходящая звезда" и признанный лидер. Пике, очевидно, рассчитывал на статус первого пилота, но Фрэнк предоставил им с Мэнселлом были одинаковые права. Казалось, на этот раз он мог не опасаться, что из-за этого титул уплывет у него их рук, как в 1981: "-FW11" был машиной, созданной для побед. Пике выиграл четыре раза, Мэнселл - пять. Одиннадцать лучших кругов и четыре поул-позиции довершали картину. Победа в Кубке Конструкторов была обеспечена за два этапа до конца сезона.
Это все явно не было пределом для "-FW11". К сожалению, в полной мере показать миру, на что она способна, команда так и не смогла. В марте, возвращаясь с тестов в Ле-Кастелле, Фрэнк Уильямс попал в автокатастрофу и получил тяжелейшие травмы, приковавшие его к инвалидной коляске, а команда на время оказалась лишенной своего главного стержня. В отсутствие Фрэнка несколько глупейших ошибок при настройке машин отняли у "Williams" пару десятков очков. Пике, чей тяжелый характер уже был отмечен в 1982 году символическим "Grand Prix Lemon", устраивал скандалы, проигрывая Мэнселлу, как, например, в Брандс Хэтч, когда исход гонки был решен в открытой и честной борьбе на трассе. И, наконец, в Гран При Австралии, куда Мэнселл приехал главным претендентом на титул, соперники из "McLaren" ввели в действие свой изощренный план, из-за чего Найджела передержали на трассе на изношенной резине. Шины не выдержали столь варварского обращения, поскольку, вопреки уверениям Рона Денниса, вовсе не были "сверхпрочными", и после того, как одна из них, лопнув, отправила машину Мэнселла прямиком в бетонную стену, Прост выиграл и стал чемпионом мира.
Итак, команда, которая должна была в 1986 году победить везде, где только можно, в конце концов проиграла заведомо более слабому сопернику. Может быть, именно из-за этого ухудшились отношения между "Williams" и "Honda". Японцы, упорно не желая даже слегка изменить габариты своего двигателя, поставили тем самым крест на попытках Уильямса и Хеда вывести в 1987 году на старт новое шасси "-FW12", и пришлось поневоле заняться усовершенствованием прошлогоднего автомобиля. Продолжив генеральную линию, заложенную при переходе от "-FW10" к "-FW11", Хед и Дерни получили "-FW11B". Зато эта модель уже была не просто лучше всех, а буквально вне конкуренции. Например, в Бразилии Мэнселл и Пике выиграли квалификацию, показав 1 мин 26,128 с и 1 мин 26,567 с, при том, что время стартовавшего третьим Сенны составило 1 мин 28,408 с! Шесть побед Мэнселла, три - Пике, семь лучших кругов и двенадцать поул-позиций принесли "Williams" победу в Кубке Конструкторов с почти двукратным преимуществом над "McLaren" и чемпионский титул Пике.
На этом "золотой век" закончился. В "Honda" все же решили больше не связываться с беспокойной командой "железного Фрэнка" и со следующего года начинали сотрудничество с "McLaren"; прослышав про это, Пике, к тому времени уже успевший капитально поругаться с Мэнселлом, ушел в "Lotus" - эта команда также в 1988 году должна была иметь на вооружении моторы "Honda". А Мэнселл в квалификации на Сузуке попал в серьезную аварию, что и лишило его шансов на титул.
|